Арсланова Татьяна Васильевна, воспитатель

Выступление на педсовете по теме «Формирование у дошкольников представлений о необходимости осознанного и бережного отношения к природе через проектную деятельность«

 

«То, что дети могут сделать вместе сегодня,

 завтра каждый из них будет делать самостоятельно»

 

Л. Выготский

 

Природа – это наш родной край, земля, которая нас растила и кормит. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатства, нужно прививать ему эти качества с детства. Добрые чувства уходят своими корнями в детство, а “человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождаются в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира”.

Экологическое воспитание дошкольников – это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии.

Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает: растениями, животными, их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения.

Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая исследовательская деятельность в природных условиях.

Непосредственное  общение с природой, проведение экспериментов, опытов дают ребенку более яркие впечатления, чем книги, картинки и рассказы взрослых. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Всё усваивается прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам.

Одной из технологий по формированию у детей представлений о необходимости бережного и сознательного отношения к природе является проектная деятельность.
В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое. Проект позволяет сформировать у ребёнка гуманное отношение к природе, понять, что человек и природа взаимосвязаны.

Что такое «экологический проект»? Это прежде всего решение определенных задач в процессе исследования.

 Масштаб задач может быть разным, он определяется сроком проведения проекта, возрастом, и возможностями  детей, содержанием образовательных программ дошкольного учреждения.

Согласно программе, педагог планируя образовательную деятельность, объединяет серию занятий по нескольким дисциплинам, связанным следующим единым проектом.  В программе проекты рассчитаны на среднюю продолжительность, то есть несколько дней или недель. Проекты могут быть реализованы как внутри одной группы, так и объединять несколько групп, а также охватывать весь детский сад в комплексе.

Проекты могут быть краткосрочные и долгосрочные; их длительность  определяется коллективом участников проекта в зависимости от решаемых задач.

Проект является эффективным способом привлечения родителей к образовательной деятельности дошкольного учреждения. Каждому можно найти в проекте деятельность « по душе» и по возможностям. Одни родители помогут собрать информацию, другие родители помогут провести экскурсию, целевую прогулку. Родители оказывают помощь в сборе  коллекций, экспонатов из природного материала, выращивании растений для уголка природы. Участие в реализации детских проектов помогает родителям понять своего ребенка, проявить творческие способности и повысить свой авторитет в глазах ребенка. Например, нами были проведены природоохранные акции, где родители с детьми изготавливают поделки из бросового материала, изготовление кормушек, обеспечение кормом, уборка мусора  и другие.

Большой популярностью и у детей и у родителей пользуются тематические выставки фотографий.

В  детском саду проделали ряд проектов на экологические темы. Например, познавательно – исследовательские  проекты в младшей группе «Мы сажаем горох», «Огород на подоконнике», «Друзья наши — кошки», «Посадили детки репку».

  Дети младшего и среднего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, какие им необходимы условия для роста, что жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, не умеют отличать здоровое и сильное растение от слабого, хилого, требующего «лечения».  Научившись понимать состояние растений, ребенок будет сочувствовать и ухаживать.

Маленькие дети любят действовать. Мир вокруг себя они познают практически, а свои действия сочетают с наблюдениями за результатами. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в уходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность

Проект «Друзья наши — кошки»  расширил представления детей о домашних питомцах, их внешнем виде, разнообразии, образе жизни, особенностях поведения, питании, содержании, роли и пользе в жизни человека, учить применять их. Воспитывать бережное отношение к кошкам, чувство сопереживания, любознательности.

Дети не знают  и не различают «живую» природу от «неживой». Знакомя детей с объектами неживой природы, например  с водой, педагоги  предлагают исследовать свойства воды (вес, прозрачность, текучесть, отсутствие запаха, способность растворять некоторые вещества ит. д.) К концу проектной деятельности дети должны знать, что вода – жидкость, она льется и капает, может менять цвет и вкус, прозрачная, без запаха, бывает теплой, холодной и горячей. Вода – источник жизни.  Сформировать умения наблюдать, проговаривать, называть, сравнивать, делать простейшие выводы.

Исследуя воздух, дети играют с соломинкой, воздушным шаром, мыльными пузырями. Расширяют  представления о значимости воздуха в жизни человека, формируются  представления детей о кислороде и углекислом газе .

Знакомство с песком и глиной, предполагает систематизацию элементарных знаний о свойствах песка (сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду, легкий и т.д.), глины (вязкость, пластичность, неспособность пропускать воду); об использовании человеком песка и глины (строительство, производство посуды, игрушек, воспитывать бережное отношение к природным ресурсам нашей планеты .

Таким образом, в ходе реализации проектов, активизируются  творческие способности детей, открываются свойства  живой и неживой природы, создаются  условия для экспериментальной деятельности детей, развивается любознательность в процессе наблюдений и в практическом экспериментирования. Дети учатся делать выводы на основе экспериментов.

 В ходе реализации проектов, мы создали условия, стимулирующих интерес к исследовательской деятельности, вовлекли ребенка в практическую деятельность.

В результате проделанной работы,  дети начали проявлять интерес к ярким явлениям природы, у них развивается творческая активность, самостоятельность, инициативность; дети умеют легко устанавливать простейшие причинно-следственные связи, они бережно относятся к природе, умеют ухаживать за растениями и домашними животными.

31 января 2021 в 20:34

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.