Арсланова Татьяна Васильевна, воспитатель

Самообразование на тему « Развитие связной речи в процессе над перессказами»

Тема моего самообразования в учебном году «Развитие связной речи  в процессе работы над пересказами». Успехи воспитанников в связной речи обеспечивают в будущем и в большей мере определяют успех при поступлении в школу, способствует формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности. Мне как педагогу это очень импонирует. Ведь работа по развитию речи – это умение выбирать нужные слова и правильно употреблять их в речи, строить предложения и связную речь. В подготовительной к школе группе на занятиях по пересказу закрепляют и совершенствуют речевые умения и навыки, полученные детьми в старшей группе. Дошкольники продолжают учиться излагать мысли связно, последовательно, полно, без искажения, пропусков, повторений. Совершенствуются умения детей эмоционально, с различными интонациями передавать диалоги действующих лиц, использовать в пересказах смысловые ударения, паузы, определенные художественные средства, характерные для сказок (зачин, повторы и т.д.). Дети учатся говорить не торопясь, достаточно громко, без напряжения. Повышается самостоятельность детей.

В начале изучила методическую литературу по теме, какие приемы нужно применять при обучении пересказу:

· доступное, понятное детям содержание;

· разнообразие жанров;

· четкая композиция;

· простой и грамотный язык с использованием разнообразным языковых средств;

Кроме этого, каждое произведение должно учить чему-то полезному, развивать в ребенке положительные черты личности (доброту, отзывчивость, толерантность).

Целесообразно для пересказа использовать несколько жанров: рассказ и описание, народную и авторскую сказку.

Дети хорошо пересказывают литературное произведение, если рассказ их захватывает, вызывает сильные переживания, становится им близким, даже если содержание и не относится к их непосредственному опыту. Следовательно, для пересказа лучше подбирать тексты, связанные с привычными для детей ситуациями, или такие, которые могут активизировать их воображение и повлиять на чувства. При этом работа воображения должна опираться на имеющиеся у дошкольников представления и простейшие понятия.

При выборе произведения для пересказа обращала внимание на грамматическую структуру, их содержание, доступность, динамичность и эмоциональность. Размер произведения влияет на восприятие, усвояемость и качество пересказа. В основном выбирала произведения рекомендованные федеральным государственным  образовательным стандартом для детей подготовительной группы. Нередко, в ходе чтения произведений, заметив, что детям он понравился, начинаем

Таким образом, работа по обучению пересказу должна вестись систематично (примерно 1–2 раза в месяц как часть занятия).

  Есть разные виды пересказа:  

1. Подробный пересказ. Он еще называется пересказ близко к тексту. Ребенок при пересказе ничего не меняет, рассказывает от  того лица, от чьего было написано произведение.

2. Пересказ по частям или одной части. Например, пересказывают отдельные фрагменты. То есть, произведение делится на логические части.

3. Пересказ с изменением лица. Если произведение написано от первого лица, то, как правило, при таком виде пересказа меняют его на третье лицо.

4. Пересказ по аналогии.. Это творческий пересказ, в котором изменяется герой или события. Например, сказку про Колобка можно пересказать так, что он никуда не убегал, а Лиса к нему сама прибежала.

5. Пересказ – инсценирование.

Не следует требовать от детей пересказать произведение сразу после его прочтения. Дошкольников необходимо подготовить к этому виду деятельности.

Занятие по пересказу имеет следующую типовую структуру:

1. Вводная часть. Подготовка детей к восприятию нового произведения, главным образом его идеи (оживление аналогичного личного опыта детей, показ картинки и др.).

Задачи:

· выяснить знания детей по теме произведения;

· обеспечить понимание слов и выражений, которые будут в тексте;

· расширить представления детей о предмете, о котором идет речь в произведении;

· обеспечить эмоциональный настрой детей пред слушанием произведения.

2. Первичное чтение без предупреждения о последующем пересказе, чтобы обеспечить свободное художественное восприятие. Эти два этапа опускаются, если произведение уже хорошо знакомо детям.

3. Подготовительная беседа (анализ произведения).

Цели ее:

· уточнение содержания (главным образом идеи и характеристик образов, последовательности событий),

· привлечение внимания к языку (ненавязчиво подчеркнуть точные определения, сравнения, фразеологизмы),

· активная подготовка к выразительному пересказу (работа над прямой речью действующих лиц, осмысление интонаций, ударений, темпа, особенно в важных композиционных моментах).

Все эти цели решаются в единстве, при последовательном анализе текста по ходу его сюжета.

4. Повторное чтение, суммирующее результаты разбора. При этом уместна установка на пересказ, например: «Вслушивайтесь, как я читаю». Вторичное чтение должно быть более медленным по сравнению с первым.

5. Пауза для подготовки детей к ответам, для запоминания текста (несколько секунд).

6. Пересказ (3—7 человек). Активное руководство воспитателя. В конце вызвать ребенка с наиболее яркой речью или использовать эмоциональные приемы (пересказ по ролям, инсценировка).

7. Анализ пересказов детей (анализируется подробно первый пересказ, остальные – менее подробно; в подготовительной группе к анализу привлекаются сами дети).

Приемы работы над текстом произведения:

· беседа по произведению (выявляет, о чем произведение, главных героев, поступки героев и их оценка, вопросы на анализ языка произведения);

· выстраивание в логической последовательности серии сюжетных картинок к рассказу или сказке;

· выделение из текста фраз к каждой картинке;

· придумывание дополнительной и недостающей картинки к отдельным фрагментам текста;

· частичный пересказ во время беседы (пересказывают особенно трудные части текста, где есть описание, диалоги действующих лиц);

· составление плана произведения (в качестве вспомогательных средств могут использоваться серии сюжетных картинок или подобранные к каждой части текста предметные картинки, а также символы и пиктограммы).

Дети с удовольствием работали над текстом русских народных сказок, произведений  Н. Носова («Приключения Незнайки и его друзей»), Ушинского, Александрова «Домовенок Кузя», Успенского.

 

27 января 2021 в 18:25

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.