Арсланова Татьяна Васильевна, воспитатель

Консультация для педагогов «Игры как средство творческого воображения и мышления дошкольников»

Творческое воображение – это создание новых образов без опоры на готовое описание или условное изображение. Творческое воображение заключается в самостоятельном создании новых образов.

В каждом человеке заложена творческая искра.. Единственный путь обучения творчеству – практика в решении творческих задач,  развитие в той или иной степени творческого воображения, которое поможет в дальнейшем выразить себя в творчестве.

Развитие воображения - Целенаправленный процесс, преследующий задачи развить яркость воображаемых образов, их оригинальность и глубину, а также плодотворность воображения Развитие творческих способностей ребенка подразумевает развитие воображения и гибкого нестандартоного мышления.

Творчество определяется умением выражать свои чувства, представления о мире различными способами. Игра помогает непроизвольно вовлечь ребенка в процесс, заинтересовать его,  свободно и без принуждения начать «творить». Главное, чтоб в результате у детей возникло положительное эмоциональное отношения к играм, стремление к новизне и фантазированию.

Театр – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих вкус детей. Он воздействует на воображение ребенка различными средствами: словом, действием, изобразительным искусством, музыкой, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.
Я хочу представить и показать игры направленные на развитие воображения и фантазии. В процессе создания и воплощения в художественные образы, ребенок осваивает и осмысливает окружающую действительность, творит, открывая в себе что то новое и учится взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, работать в коллективе. Эти игры направлены на развитие  сценических способностей.

В детском саду рекомендуется применять следующие игры и упражнения:

Специальные театральные этюды и упражнения; Для того чтобы действовать естественно и целенаправленно, необходимо найти, придумать ответы на вопросы: почему, для чего, зачем я это делаю? Развивают эту способность упражнения и этюды на сценическое оправдание, т. е. умение объяснить, оправдать любую свою позу или действие нафантазированными причинами (предлагаемыми обстоятельствами).

«Зоопарк»

ЦЕЛЬ. Развивать действия с воображаемыми предметами, умение действовать согласованно.

Ход игры.

Дети делятся на две команды. Одна команда изображает различных животных, копируя их повадки, другая команда – посетители зоопарка, они фотографирую животных зоопарка, делятся впечатлениями, гуляют, едят мороженое, или кормят животных. Потом команды меняются местами.

 Игры на превращения; В театре зритель верит в то, во что верит актер. Сценическое отношение – это умение с помощью веры, воображения и фантазии изменить свое отношение к предмету, месту действия или партнерам, меняя соответствующим образом свое поведение, оправдывая условное превращение.

ПРЕВРАЩЕНИЕ ПРЕДМЕТА.

ЦЕЛЬ.

Развивать чувство веры и правды, смелость, сообразительность, воображение и фантазию.

Ход игры.

Предмет кладется на стул в центре круга или передается по кругу от одного ребенка к другому. Каждый должен действовать с предметом по-своему, оправдывая его новое предназначение, чтобы была понятна суть превращения. Варианты превращения разных предметов:

• Карандаш или палочка – ключ, отвертка, вилка, ложка, шприц, градусник, зубная щетка, кисточка для рисования, дудочка, расческа и т. д. ;

• Маленький мячик – яблоко, ракушка, снежок, картошка, камень, ежик, колобок, цыпленок и т. д. ;

• Записная книжка – зеркальце, фонарик, мыло, шоколадка, обувная щетка, игра.

 Игры на действие с воображаемыми предметами или на память физических действий; Эти игры способствуют развитию чувства правды и веры в вымысел. Ребенок силой воображения представляет, как это происходит в жизни, проделывает необходимые физические действия. Предлагая такие задания, надо иметь в виду, что дети должны вспомнить и представить, как они действовали с данными предметами в жизни, какие ощущения они испытывали. Так, играя с воображаемым мячом, надо представлять себе, какой он: большой или маленький, легкий или тяжелый, чистый или грязный. Разные ощущения мы переживаем, когда поднимаем хрустальную вазу или ведро с водой, срываем цветы ромашки или шиповника. Когда это возможно, детям предлагается сначала действовать с реальным предметом, а потом повторить то же самое действие с воображаемым. Например, предложить детям искать на ковре или полу потерянную бусинку, которая действительно там находится. А затем предложить поискать воображаемую бусинку. Подготовить детей к действиям с воображаемыми предметами помогают известные народные и специально подобранные игры.

Ритмопластика; это игры, создающие игры, создающие пластический образ; это выражение своих чувств и эмоций через пластику своего тела; ритмопластика развивает движения и фантазию детей.

Игра «Пальма»

Цель. Развивать пластическую выразительность.

Педагог. Представьте, что вы — пальмы. Сейчас пальмы будут медленно расти. Вы поднимаетесь со стульчиков. Встали и пальма выросла большая-пребольшая: правую руку вытяните вверх, потянитесь за рукой, посмотрите на руку —«завяли листочки»; опустите кисть — «завяли ветки», опустите руку от локтя — «вся пальма завяла». Вы должны попеременно напрягать и расслаблять мышцы рук в кистях, локтях и плечах.

Подобные игры позволяют формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое интерактивное произведение или сказка имеет нравственную направленность. В результате ребенок познает мир умом и сердцем и выражает отношение к добру и злу.

Театрализованная деятельность позволяет решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это позволяет преодолеть робость, связанную с трудными общениями, неуверенностью в себе.

27 января 2021 в 18:14

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.