Арсланова Татьяна Васильевна, воспитатель
Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Знакомство с творчеством Н. Аминевой»Цель : формировать у детей интерес к знаменитым людям Кушнаренковского рйона Ход занятия: Что мы Родиной зовем? Дом, где мы с тобой растем. И березки у дороги, По которой мы идем. Что мы Родиной зовем? Солнце в небе голубом И душистый золотистый Хлеб за праздничным столом. Как вы думаете, ребята, о чём говорится в этом стихотворении? Дети: О Родине. Воспит.: А что такое Родина? Дети: Это то место, где родился и вырос человек. Воспит.: А как вы думаете, ребята, Родина – она одна на всех людей? Дети: Нет! У каждого человека своя Родина. Воспит.: Ребята, в какой республике вы родились? Дети: Башкортостан. Воспит Как называется район в котором мы живем? Дети: Кушнаренковский Воспит: Вы, ребята, являетесь маленькими жителями нашего Кушнаренковского района. Скажите, как можно назвать вас и других жителей района? Дети : Кушнаренковцы Воспитатель: Сегодня я предлагаю вам отправиться на необычную выставку – выставку портретов. Там представлены портреты разных людей: молодых и пожилых, женщин и мужчин. Может вы кого –то узнаете? Дети выбирают по желанию портреты и рассказывают о нем ( Лидия Николаевна Стреляева, Хашим Фатыхович Мустаев, Валентин Паширов, Татьяна Леонидовна Никанорова, Топорнин Степан Егорович) рассказывают и крепят портрет на карту района. Стреляева Л. Н. Воспитатель: чем прославилась она? Дети: она выводила новый сорт винограда, который созревает в наших краях(суровых условиях. Воспиатель: правльно, зимостойкие сорта. - Какие названия сортов винограда можете назвать? Дети: «Башкирский изумруд», «Балекей», «Алексендр», «Башкирский ранний», «Башкирский черный» Воспитатель: Как мы ее имя увековечили? (чтобы не забыли наши предки) - Вывели новый сорт винограда и назвали этот сорт «Памяти Стреляевой»; назвали в ее честь улицу и переулок в селе Кушнаренково.; повесили мемориальную доску в здании лабаратории в ее честь. Хашим Фатыхович Мустаев - Воспитатель: Чем прославился этот человек? Дети: артист балета, танцевал Воспитатель: В каком ансамбле народного танца он работал? Дети: В ансамбле народного танца имени Файзи Гаскарова Воспитатель: В анцамбле народного танца какие танцы поставил? Дети: «Цветущий курай», «Азамат»,»Кумыз менэн бейеу» и др. Татьяна Леонидовна Никанорова – оперная певица Воспитатель: она солистка какого театра? Дети: Башкирского оперного театра и балета Воспитатель: Какие награды она имеет, несмотря на то что она еще жива и продолжает работать? Дети: «Заслуженная артистка РБ, «Народная артистка РБ» Валентин Дмитриевич Паширов – Герой советского союза Воспитатель: какой он подвиг совершил? Дети: В боях, преследуя отступающего противника, уничтожил целый взвод( от 15 до 60 человек) врагов, десять автомашин, 10 огневых точек, 2 танка. 5 часов сражался в сломаном танке и пал смертью храбрых Воспитатель:в каких восках он служил? звание Дети: танковые, Командир взвода танков Воспитатель: Как мы, жители села увековечили его память? Дети: Имя Героя Советского Союза носят улиуа и средняя школа №1, перед которой ему установлен памятник.
-Почему же именно их портреты оказались в этой портретной галерее? Во-первых, потому что все эти люди - кушнаренковцы, они жили в нашем районе, росли, получали образование. . Но их объединяет не только это. Самое главное, что этими людьми гордятся кушнаренковцы – мы с вами и наши гости. Воспит : ребята, я приготовила для вас сюрприз, но он куда то делся Что же мне делать? Дети: мы вам поможем (ищут) Воспитатель: сюрприз где то в группе в подарочной коробке. Дети находят сюрприз. (книгу в подарочной коробке) Воспитатель: Подумайте, что может лежать в коробке? Дети предлагают варианты ответов. Воспиатель: Я всё знаю, всех учу, А сама всегда молчу. Чтоб со мною подружиться, Нужно грамоте учиться.(книга) Склеена, сшита, Без дверей, а закрыта. Кто её открывает – Многое знает. (Книга.) Говорит она беззвучно, А понятно и не скучно. Ты беседуй чаще с ней - Станешь вчетверо умней Не куст, а с листочками, Не рубашка, а сшита, Не человек, а разговаривает Дети: Книга! Вместе с воспитателем дети раскрывают коробку, а там книга Воспит.:Можно ли представить жизнь без книг? (рассуждения детей) Воспит.: Какие пословицы о книге вы знаете? - Книга учит жить, книгой нужно дорожить -Книгу читать-скуки не знать -Одна книга тысячи людей учит - Кто много читает, тот много знает Книга твой друг, без нее как без рук. Воспит.: Как вы думаете, без кого не появится на свет книга? Дети: Без писателя, поэта Сегодня мы познакомимся с еще одним известным человеком нашего района, которая написала 6 книг - Нажибой Закареевной Аминевой. Только вот она писатель или поэт. Ребята, она пишет на татарском языке. Я сейчас почитаю отрывок, а вы отгадайте: Тау булып хаман Карлар оелми… Кешелэр хаман Калын киенми… Ник киенсеннэр – Салкын жил исми. Тамчылар тама – Бу гыйнвар нишли?.. Дети: поэт Воспитатель: Вы отгадали! Н. Аминева – поэтесса. Она живет в самом большом селе нашего района – в Ахметово. Это мое родное село. Я там родилась, ходила в детский сад и в школу и Нажиба Аминева учила меня в школе татарскому языку. Я хотела ее пригласить к нам, чтобы вы познакомились с ней, но к сожалению, она немного приболела. Я сама поехала к ней в гости и взяла у нее интервью, который вы сможете посмотреть . (показ записи)
Воспитатель: Ребята, Нажиба Аминева подарила нам свою книгу стихов, которую подписала. Мы их будем читать, а кто хорошо знает татарский язык, учить эти стихи наизусть Физкультминутка. Воспит.: Ребята, как думаете, трудно ли сочинять стихи? Давайте попробуем: Игра «Рифмы – миниатюры» • Дымится в миске кашка, С чаем стоит…(чашка) • Капризнуля наша Маша, У нее в тарелке …(каша) • Вот смотрите паровоз, Он вагончики …(повез) • Увидала мышка корку- Утащила ее….(внорку) • Темная настала ночка, Засыпает моя….(дочка) 6. .Живет в нашем доме Гарик, У него есть синий …(шарик) • Очень любят мыши сыр В хорошем сыре много…(дыр) • Было в сказке очень худо, Пока не появилось…(чудо) Воспитатель: Давайте мы с вами поиграем в поэтов и попробуем сочинить стихотворение. Главное помнить о том, что в каждом стихотворении должны быть не только рифмы но и смысл, то есть мы должны придумать какую – нибудь историю, и подобрать слова так чтобы они хорошо рифмовались.
Или Жил на свете добрый слон, Сочинял рассказы .(.он Книжки добрые писал И друзьям их ( раздавал В рифмы он любил играть, Чтоб с друзьями не (скучать) Вот картина, вот …(корзина Вот ромашка, вот (букашка Вот мой домик, вот твой (гноми) Вот и пушка, вот и(крушка, сушка, подружка Вот вам пышка, а вот…(книжка, крышка Вот сосед, а вот..(обед, венигрет Чтоб и нам не скучать, будем рифмы..подбирать Воспитатель: Вот вы хорошо потренировались! У вас есть талант. А сейчас вместе попробуем подобрать рифму Стихотворении Хармса Д. «Пирог» Я захотел устроить бал – И гостей….(к себе позвал) Купил муку, купил творог, Испек рассыпчатый…(пирог) Пирог, ножи и вилки тут, Но что – то гости( не идут) Я ждал пока хватило сил, потом кусочек…(откусил) Потом подвинул стул и сел, И весь пирог в минуту ..(сьел) Когда же гости подошли, То даже крошки ..(не нашли) Воспитатель: мне бы хотелось поиграть в игру «Покажи- назови». Целью игры является придумывание рифмы к слову. Дети делятся на 2 команды. Каждая из команд придумывает слово, затем показывает ее. Соперники угадывают и придумывают к этому слову рифму. Но не называют придуманную рифму , а показывают. Первая команда отгадывает Интересно, а сможете ли вы сами придумать двустишье? Сначала нужно сочинить вот такого порядка слова: «Жил быо кто – то и был похож на что-то» И подставить рифмующиеся слова, например: Жил- был мишка и был похож на шишку», когда вы будете легко с этим справляться, то можно будет переставлять местами слова или добавлять слова: «Жил – был мишка , он был коричневый как шишка» или «Жил – был мишка, он любил собирать шишки» (Добрыйкто-то, подарил что-то, Летел кто-то, попал на что-то) Дети озвучивают свои варианты, педагог , при необходимости помогает. 27 января 2021 в 18:05
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.