Арсланова Татьяна Васильевна, воспитатель

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Знакомство с творчеством Н. Аминевой»

Цель : формировать у детей  интерес к знаменитым людям Кушнаренковского рйона

Ход занятия:

Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой растем.

И березки у дороги,

По которой мы идем.

Что мы Родиной зовем?

Солнце в небе голубом

И душистый золотистый

Хлеб за праздничным столом.

Как вы думаете, ребята, о чём говорится в этом стихотворении?

Дети: О Родине.

Воспит.: А что такое Родина?

Дети: Это то место, где родился и вырос человек.

Воспит.: А как вы думаете, ребята, Родина – она одна на всех людей?

Дети: Нет! У каждого человека своя Родина.

Воспит.:  Ребята,  в какой республике вы родились?

 Дети: Башкортостан.

Воспит Как называется район в котором мы живем?

Дети: Кушнаренковский

Воспит: Вы, ребята, являетесь маленькими жителями нашего Кушнаренковского района. Скажите, как можно назвать вас и других жителей района?

Дети : Кушнаренковцы

Воспитатель:

Сегодня я предлагаю вам отправиться на необычную выставку – выставку портретов. Там представлены портреты разных людей: молодых и пожилых, женщин и мужчин. Может вы кого –то узнаете?

Дети выбирают по желанию портреты и рассказывают о нем ( Лидия Николаевна Стреляева, Хашим Фатыхович Мустаев, Валентин Паширов, Татьяна Леонидовна Никанорова, Топорнин Степан Егорович) рассказывают и крепят портрет на карту района.

Стреляева Л. Н.

Воспитатель: чем прославилась она?

Дети: она выводила новый сорт винограда, который созревает  в наших краях(суровых условиях.

Воспиатель: правльно, зимостойкие сорта.

- Какие названия сортов винограда можете назвать?

Дети: «Башкирский изумруд», «Балекей», «Алексендр», «Башкирский ранний», «Башкирский черный»

Воспитатель: Как мы ее имя увековечили? (чтобы не забыли наши предки)

- Вывели новый сорт винограда и назвали этот сорт  «Памяти Стреляевой»; назвали в ее честь улицу и переулок в селе Кушнаренково.; повесили мемориальную доску в здании лабаратории в ее честь.

Хашим Фатыхович Мустаев

- Воспитатель: Чем прославился этот человек?

Дети: артист балета, танцевал

Воспитатель: В каком  ансамбле народного танца он работал?

Дети: В ансамбле народного танца имени Файзи Гаскарова

Воспитатель: В анцамбле народного танца  какие  танцы поставил?

Дети: «Цветущий курай», «Азамат»,»Кумыз менэн бейеу» и др.

Татьяна Леонидовна Никанорова – оперная певица

Воспитатель: она солистка какого театра?

Дети: Башкирского оперного театра и балета

 Воспитатель: Какие награды она имеет, несмотря на то что она еще жива и продолжает работать?

Дети: «Заслуженная артистка РБ, «Народная артистка РБ»

Валентин Дмитриевич Паширов – Герой советского союза

Воспитатель: какой он подвиг совершил?

Дети: В боях, преследуя отступающего противника, уничтожил  целый взвод( от 15 до 60 человек)

 врагов, десять автомашин, 10 огневых точек, 2 танка. 5 часов сражался в сломаном танке и пал смертью храбрых

Воспитатель:в каких восках он служил? звание

Дети: танковые, Командир взвода танков

Воспитатель: Как мы, жители села увековечили его память?

Дети: Имя Героя Советского Союза носят улиуа и средняя школа №1, перед которой ему установлен памятник.

 

 

 

-Почему же именно их портреты оказались в этой портретной галерее? Во-первых, потому что все эти люди - кушнаренковцы, они жили  в нашем районе,  росли, получали образование. . Но их объединяет не только это. Самое главное, что этими людьми гордятся кушнаренковцы – мы с вами и наши гости.

 Воспит : ребята, я приготовила для вас сюрприз, но он  куда то делся Что же мне делать?

Дети: мы вам поможем (ищут)

Воспитатель: сюрприз где то в группе в подарочной коробке.

Дети находят сюрприз. (книгу в подарочной коробке)

Воспитатель: Подумайте, что может лежать в коробке?

Дети предлагают варианты ответов.

Воспиатель:

Я всё знаю, всех учу,

А сама всегда молчу.

Чтоб со мною подружиться,

Нужно грамоте учиться.(книга)

Склеена, сшита,

Без дверей, а закрыта.

Кто её открывает –

Многое знает.

(Книга.)

Говорит она беззвучно,

А понятно и не скучно.

Ты беседуй чаще с ней -

Станешь вчетверо умней

 Не куст, а с листочками,

 Не рубашка, а сшита,

Не человек, а разговаривает

Дети: Книга!

Вместе с воспитателем дети раскрывают коробку, а там книга

Воспит.:Можно ли представить жизнь без книг? (рассуждения детей)

Воспит.: Какие пословицы о книге вы знаете?

- Книга учит жить, книгой нужно дорожить

-Книгу читать-скуки не знать

-Одна книга тысячи людей учит

- Кто много читает, тот много знает

Книга твой друг, без нее как без рук.

Воспит.: Как вы думаете, без кого не появится на свет книга?

Дети: Без писателя, поэта

Сегодня мы познакомимся с еще одним известным человеком нашего района, которая написала 6  книг - Нажибой Закареевной Аминевой. Только вот она писатель или поэт. Ребята, она пишет на татарском языке. Я сейчас почитаю отрывок, а вы отгадайте:

Тау булып хаман

Карлар оелми…

Кешелэр хаман

Калын киенми…

Ник киенсеннэр –

Салкын жил исми.

Тамчылар тама –

Бу гыйнвар нишли?..

Дети: поэт

Воспитатель: Вы отгадали! Н. Аминева – поэтесса. Она живет в самом большом селе нашего района – в Ахметово. Это мое родное село. Я там родилась, ходила в детский сад и в школу и Нажиба Аминева учила меня в школе татарскому языку. Я хотела ее пригласить к нам, чтобы вы познакомились с ней, но к сожалению, она немного приболела. Я сама поехала к ней в гости и взяла у нее интервью, который вы сможете посмотреть .

(показ записи)

 

Воспитатель: Ребята, Нажиба Аминева подарила нам  свою книгу стихов, которую подписала. Мы их будем читать, а кто хорошо знает татарский язык, учить эти стихи наизусть

Физкультминутка.

Воспит.: Ребята, как думаете, трудно ли сочинять стихи?  Давайте попробуем:

Игра «Рифмы – миниатюры»

• Дымится в миске кашка,

С чаем стоит…(чашка)

•  Капризнуля наша Маша,

У нее в тарелке …(каша)

• Вот смотрите паровоз,

Он вагончики …(повез)

• Увидала мышка корку-

Утащила ее….(внорку)

• Темная настала ночка,

Засыпает моя….(дочка)

6. .Живет в нашем доме Гарик,

У него есть синий …(шарик)

• Очень любят мыши сыр

В хорошем сыре много…(дыр)

• Было в сказке очень худо,

Пока не появилось…(чудо)

Воспитатель:  Давайте мы с вами поиграем в поэтов и попробуем сочинить стихотворение. Главное помнить о том, что в каждом стихотворении должны быть не только рифмы но и смысл, то есть мы должны придумать какую – нибудь историю, и подобрать слова так чтобы они хорошо рифмовались.
В результате нашей игры в поэтов получился вот такой стих

Или

Жил на свете добрый слон,

Сочинял рассказы .(.он

 Книжки добрые писал

И друзьям их  ( раздавал

В рифмы он любил играть,

Чтоб с друзьями не (скучать)

Вот картина, вот …(корзина

Вот ромашка, вот  (букашка

Вот мой домик, вот твой (гноми)

Вот и пушка, вот и(крушка, сушка, подружка

Вот вам пышка, а вот…(книжка, крышка

Вот сосед, а вот..(обед, венигрет

Чтоб и нам не скучать, будем рифмы..подбирать

Воспитатель: Вот вы хорошо потренировались! У вас есть талант. А сейчас вместе попробуем подобрать рифму Стихотворении Хармса Д. «Пирог»

Я захотел устроить бал –

И гостей….(к себе позвал)

Купил муку, купил творог,

Испек рассыпчатый…(пирог)

Пирог, ножи и вилки тут,

Но что – то гости( не идут)

Я ждал пока хватило сил,

 потом кусочек…(откусил)

Потом подвинул стул и сел,

  И весь пирог в минуту ..(сьел)

  Когда же гости подошли,

  То даже крошки ..(не нашли)

Воспитатель: мне бы хотелось поиграть в игру «Покажи- назови». Целью игры является придумывание рифмы к слову. Дети делятся на 2 команды. Каждая из команд  придумывает слово, затем показывает ее. Соперники  угадывают и придумывают к этому слову рифму. Но не называют придуманную рифму , а показывают. Первая команда отгадывает

Интересно, а сможете ли вы сами придумать двустишье? Сначала нужно сочинить вот такого порядка слова: «Жил быо кто – то и был похож на что-то»

И подставить рифмующиеся слова, например: Жил- был мишка и был похож на шишку», когда вы будете легко с этим справляться, то можно будет переставлять местами слова или добавлять слова: «Жил – был мишка , он был коричневый как шишка»  или «Жил – был мишка, он любил собирать шишки» (Добрыйкто-то, подарил что-то, Летел кто-то, попал на что-то)

Дети озвучивают свои варианты, педагог , при необходимости помогает. 

27 января 2021 в 18:05

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.